Теплый ламповый звук — это правда?
Я люблю музыку. И, как музыкант — высоко ценю ламповое оборудование. Вовсе не за неповторимый чистый звук, как многие могут подумать.
Аналоговый (ламповый) проигрыватель выдаёт набор «сигнал + шум». Причем, если для транзисторных аудиосистем шум может быть отделяемой составляющей, то ламповые схемы не отделяют зерна от плевел, усиливая (или искажая) всю запись. Откуда она попадает на усилитель — из цифрового или аналогового источника — нет никакой разницы. Это и есть тот самый «оттенок», который так ценят любители.
Что дает слушателю подобный подход к обработке звука? Массу искажений и то самое уникальное звучание, которое появляется на цифровых аудиосхемах при эквализации. На самом деле — шум элементов (схемы, трансформатора, самой записи) и неточность. Но эта неточность мягкая, плавная (так работает лампа, сглаживая резкие переходы сигнала).
С другой стороны, транзисторные схемы усилителей выдают слушателю множество дополнительных, лишних звуков. Если объяснять для широкого пользователя, то суть состоит в следующем: каждый усилитель в работе «дублирует» (не совсем так, но будет понятнее) звуковую волну (каждую!), и передает слушателю с более низкой громкостью и отставанием во времени.
Количество таких дублей для аналоговых и транзисторных аппаратов различно. Если ламповый усилитель в среднем порождает не больше 3 дополнительных волн с резким спадом громкости, то транзисторный — до 20, отчетливых и зачастую слышных едва ли не меньше, чем исходная звуковая волна.
Другая особенность «лампового звучания» — заложенная в схеме компрессия при перегрузке. Транзисторная, цифровая схема в какой-то момент начинает хрипеть либо жестко обрезает, клиппирует лишние частоты. «Лампа» самостоятельно обрезает то, что приведет к излишним искажениям при перегрузке. Мягко и приятно.
Причем, те искажения, что появляются при усилении звука, тоже ведут себя по разному. В ламповой технике они пропорциональны громкости (выходной мощности). У цифровых наибольшие искажения появляются на минимальной и максимальной.
Наконец, самая приятная фишка. При перегреве лампового усилителя появляется то самое искажение, что сейчас называется «гитарной» примочкой. Не зря гитаристы выбирают ламповые усилители: каждая схема дает собственное звучание инструмента.
При прослушивании музыки это не настолько важно. Но определенный эффект эквалайзинга, уникальный для каждой аналоговой схемы, есть
И сымитировать его невероятно сложно.
Конденсаторы
В установке лампового усилителя следует использовать различные типы конденсаторов для самой системы и блока питания. Они, как правило, применяются для регулировки тембра. Если вы хотите получить качественный и естественный звук, следует применять разделительный конденсатор. В этом случае появляется малый ток утечки, который позволяет изменить рабочую точку лампы.
Такой вид конденсаторов подключается к анодной цепи, по которой течет большое напряжение. При этом необходимо подключать конденсатор, который поддерживает напряжение больше 350 вольт. Если вы хотите применять качественные элементы, нужно использовать детали от компании Jensen. Они отличаются от аналогов тем, что их цена превышает 3 000 рублей, а цена самых качественных радиоэлементов доходит до 10 000 рублей. Если применить отечественные элементы, лучше выбирать между моделями К73-16 и К40У-9.
Схема регулятора тембра (эквалайзера)
В качестве темброблока использовал схему на BA3822LS. Эта микросхема имеет неплохие параметры и доступна в продаже. У нас стоит 69 руб. Достоинства такого схемного решения — отсутствие кучи экранированных проводов и экранов, при отсутствии сигнала никаких шумов фонов и шипений ненаблюдается.
Готовый темброблок подключать ко входу унч желательно через подстроечные резисторы в 100ком,т.к микросхема имеет достаточной высокий уровень усиления.
Изначально,вместо микросхемы мною использовалась аналогичная схема на двух лампах 6н3п, но в конце концов я от нее отказался в силу невозможности избавится от помех и фона в следствии слабой экранировки ламп и всей схемы из за недостаточности места в корпусе.
Отмечу что блок регулировок на лампах все же звучит теплее как мне кажется. Для тех кому интересен этот вариант схема так же прилагается.
Потроха усилителя для наушников
Когда корпус готов остается только собрать все воедино и заставить работать.
Первым делом я провел провода для накала ламп. Я не стал выпрямлять накал, поэтому провода идущие к лампам желательно делать как можно короче. Накальная обмотка моего трансформатора имеет центральный отвод, который я сразу соединил с выводами экранов между обмотками трансформатора и подключил все это дело к земле.
Детали я напаивал непосредственно на выводы панелек ламп, но так же воспользовался столбиками из оргстекла с контактом, выкрученными из какого-то лампового прибора.
Для усилителя я специально заказал хорошие конденсаторы, однако на момент сборки они не успели придти, поэтому не стал заморачиваться с крепежом имеющихся и посадил все на термоклей. Выглядит не самым лучшим образом, зато все прекрасно работает
После сборки усилитель заработал сходу, но на всякий случай еще раз пробежался по схеме и все проверил.
В качестве проверки правильности работы схемы стоит проверить напряжения в указанных на схеме точках. Если схема собранна правильно, но при этом напряжения отличаются от указанных более чем в 10 раз, то это значит лампам пора на мусорку.
Конденсаторы
В установке лампового усилителя следует использовать различные типы конденсаторов для самой системы и блока питания. Они, как правило, применяются для регулировки тембра. Если вы хотите получить качественный и естественный звук, следует применять разделительный конденсатор. В этом случае появляется малый ток утечки, который позволяет изменить рабочую точку лампы.
Такой вид конденсаторов подключается к анодной цепи, по которой течет большое напряжение. При этом необходимо подключать конденсатор, который поддерживает напряжение больше 350 вольт. Если вы хотите применять качественные элементы, нужно использовать детали от компании Jensen. Они отличаются от аналогов тем, что их цена превышает 3 000 рублей, а цена самых качественных радиоэлементов доходит до 10 000 рублей. Если применить отечественные элементы, лучше выбирать между моделями К73-16 и К40У-9.
Схема вторая, продвинутая
На глаза попалась схема усилителя для наушников, которая называлась «Блок регулирования громкости и тембра для стереонаушников». (Автор — Анджей Космински, Hobby Elektronik, №2/2000, c. 48–49). Сами регуляторы громкости и тембра выполнены на микросхеме А1 — TDA1524A в типовой схеме включения. (Так было написано в журнале, в оригинальном описании на микросхему схема немного другая. Но здесь схема приводится именно в «опубликованнном» виде).
На сдвоенном операционном усилителе А2 собран «мощный» усилитель, способный работать на низкоомные наушники.
Глубина регулировки громкости (R2) от –80 до +21 дБ, тембра НЧ (R4) +/- 12дБ на частоте 100 Гц, тембра ВЧ (R5) +/- 10 дБ на частоте 10 кГц.
Максимальное входное напряжение не более 2,5 Вольт, напряжение питания 12 Вольт, потребляемый ток 40 мА. Регулировочные резисторы должны быть на 47 кОм с линейной зависимостью изменения сопротивления от угла поворота движка (так называемая группа «А»).
Сложностей в изготовлении возникнуть не должно. Если захотите питать усилитель от источника +12 Вольт из блока питания компьютера — придется принимать меры для защиты от помех по цепям питания (таким же образом, как поступают изготовители автомобильных магнитол — ставят специальные фильтры).
Любители стрелялок могут ограничиться данными конструкциями, а меломанам предлагается читать текст дальше.
Хочу дешево и сердито. Какие есть варианты?
Итак, с типом обновления определенность есть. Но что покупать — всегда большой вопрос. Современные цифровые усилители предлагают массу дешевых, но качественных вариантов.
Аналоговые системы сегодня считаются уделом аудиофилов. Со всеми вытекающими проблемами: «золотыми» проводами, уникальными схемами питания (сочиненными без знаний электротехники), огромными размерами и ужасающими ценниками.
Вариантов остается немного: сделать самому или купить все такой же огромный усилитель из далекого прошлого. Впрочем, последний вариант может оказаться очень интересным, если заниматься не только звуком, но и украшением комнаты. В условиях ограниченного рабочего пространства 20-килограммовый агрегат окажется лишним. Да и рядом с современной компьютерной техникой такие решения нисколько не смотрятся.
Путь самурая-самодельщика долог и сложен. Однажды мы коснемся и этой темы. А сегодня поговорим о том, что будет, если простую аналоговую схему заказать в виде уже готового усилителя из Китая. На самом деле, получится намного лучше, чем собирать самому — уж по-крайней мере, в среднестатистическом случае. Дешевле и надежнее.
Резисторы
Качественный ламповый усилитель Hi-End – это ретроприбор. Конечно, детали для его сборки должны быть соответствующие. Вместо резистора может подойти углеродный и проволочный элемент. Если вы не жалеете средств на разработку этого прибора, следует применить прецизионные резисторы, которые довольно дорого стоят. В ином случае применимы МЛТ-модели. Это довольно неплохой элемент, о чем свидетельствуют отзывы.
Ламповые усилители Hi-End также применимы с ВС-резисторами. Их изготавливали около 65 лет назад. Отыскать такой элемент довольно просто, достаточно всего лишь прогуляться по радиорынку. Если вы применяете резистор с мощностью больше 4 Ватт, нужно выбирать проволочные эмалированные элементы.
Звуковая аппаратура своими руками
Во времена технического прогресса, когда смартсфоны уже настолько тонкие, что ими можно блины на сковороде переворачивать, а на телевизорах ну никак не могут с комфортом покемарить няшные котейки, я решил сотворить ламповый усилитель в максимально возможном тонком корпусе. Набравшись уже достаточно опыта в лампостроении и, выпрямив руки до нужной кондиции, я решил выйти на новую планку качества в схематехническом и дизайнерском планах. Придумывать свою схему я не стал, а просто взял наработку из интернета под названием «Покемон». Схема в стерео варианте, состоящая из одной лампы 6Н23П в раскачке и двух оконечных 6П14П. Мощность 4,3 Ватта в канале. Вся схема разведена мною на одной моноплате. Блок питания и выходные трансформаторы на печатном монтаже. Лишь сетевые трансформаторы вынесены за экран. Корпус высотой 45 мм. С защитными стойками для ламп. На передней панели стерео гнездо 6,3, две ручки громкости и два индикатора мощности. Индикаторы были мною переделаны из советских амперметров путём замены шкалы и сборки схемы измерения мощности. Фон выведен в полный ноль. Если при нулевом сигнале выкрутить потенциометры на максимальную мощность и прислонить ухо к резонатору динамика, не будет слышно ровно никаких гудений, свистов и посторонних призвуков. Подобный эффект достигнут сверхнадёжной схемой питания и глухой экранировкой питающих трансформаторов. Усилитель собирал в течение 3 месяцев и меня удовлетворил по всем параметрам. Если раньше я писал, что сборка ламповых усилителей и гитарных ламповых эффектов мне почти перестала доставлять удовольствие, то в этом случае результат меня «прёт что надо». К чему можно подключить этот девайс? — Компьютеру. Кабелем 3,5 на 6,3. — К виниловому проигрывателю со встроенным предусилителем. — К гитаре. Да-да, как гитарный девайс он тоже хорош. Частота межкаскадными емкостями не зажата, что просто шикарно для подключения гитары, или связки гитара + примочка. Единственный нюанс – нужно подключать вместо широкополосок гитарные 4 Ом,ные динамики (или один динамик а на второй выход вешать эквивалент нагрузки чтобы не спалить выходные трансформаторы).
— При желании даже к мобилке, или профессиональному айфону. Слушать нереально качественную музыку из ВК, или поймать радио Шансон, лузгать семки и строить дерзкие планы на вечер. В конечном итоге усилитель пошёл в подарок отцу на день рождения, заменив его китайские скрипящие и сквончащие недоколонки, которые я давно уже хотел выкинуть. Полную версию статьи с описанием процесса сборки, платой, схемой и видео обзором в будущем можно будет прочитать на сайте Datagor.ru, где я публикуюсь.
Схема первая, простая
Схема усилителя для наушников достаточно проста. (Автор — Валентий Святы, Practyczny Elektronik №2/2000, c. 4–6.) Собственно , которая при напряжении питания 9 Вольт может развить на нагрузке 8 Ом мощность до 1 Вт. Микросхема нормально работает на нагрузку до 4 Ом и при выходной мощности 150 мВт обеспечивает коэффициент гармоник не более 0,2%. Значит, при работе на наушники усилитель не перетрудится, сильно греться и искажать звук не будет.
Главная особенность данной схемы — автоматическое включение-выключение питания. При подаче на вход усилителя звукового сигнала напряжение на выходе детектора на диодах VD1, VD2 становится достаточным для открывания транзистора VT2, который далее открывает транзистор VT1, через который напряжение питания и проходит на микросхему.
Питание усилителя осуществляется от 9-ти вольтовой батареи («Кроны», например). При отсутствии звукового сигнала напряжение на выходе детектора уменьшается до нулевого, транзисторы закрываются и микросхема обесточивается. Усилитель для наушников работоспособен при напряжении питания от 1,8 до 15 Вольт.
Естественно, если вы не страдаете забывчивостью — можете выбросить из схемы «лишние» детали (детектор и транзисторный ключ) и установить простой выключатель в цепи питания.
Однотактные ламповые усилители SE на 6П3С, 6П14П, 6П45С и других лампах. SE — сокращенное от Single-Ended (возможно, «справляюсь в одиночку»?) .
- 0.8Вт. Усилитель на одной лампе 6Ж52П.
- 1Вт. Ламповый усилитель на 6Н8С, 4П1Л.
- 1Вт. Ламповый УНЧ на 4Ж1Л, 4П1Л.
- 1.5Вт Ламповый усилитель на 6С45П для компьютера.
- 1.5Вт Одноламповый УНЧ на 6Ф3П.
- 1.5Вт Одноламповый УНЧ на 6Ф5П.
- 2.5Вт Ламповый усилитель на 6Ф3П для начинающих.
- 3Вт. Однотактный ламповый УНЧ на 6Ж1П, 6П1П.
- 3Вт. Усилитель с непосредственной связью каскадов на 6П14П, 6Ж1П.
- 3Вт. Усилитель на лампах 6П14П, 6Н2П
с регулятором тембра. - 3.5Вт. Ультралинейный усилитель на 6П14П, 6Н2П.
- 3.5Вт. Высококачественный усилитель на 6Н5С, 6Н2П, 6Ж1П.
- 4.5Вт. Усилитель SE для CD, DVD на лампах 6П45С, 6Ж52П.
- 4.5Вт. Стереофонический трёхламповый усилитель на
6П14П, 6Н23П. - 4.5Вт. Ламповый усилитель на 6П36С, 6Н3П.
- 6Вт. Усилитель на 6П36С, 6Н2П (из ТВ деталей).
- 6.5Вт. Ламповый усилитель на
6П3С, 6Н2П. - 7Вт. Однотактный ламповый усилитель на
6П3С, 6Н9С. - 7Вт. Однотактный ламповый усилитель на двух
6П3С, 6Н9С. - 8Вт. Ламповый УНЧ на 6П14П, 6П45С.
- 8Вт. Усилитель на 6П3С, 6Н2П.
- 8Вт. Усилитель с параллельным включением лампы 6Н5С в выходном каскаде.
- 10Вт. Высококачественный ламповый усилитель на 811А, 6L6G.
- 12Вт. Однотактный ламповый усилитель на ГУ-29 и 6Н23П.
- 15Вт. УНЧ на 6Ф3П и 6KG6.
- 80Вт. Мощный однотактный ламповый УНЧ с глубокой обратной связью.
- Усилитель на лампе 6С4С.
- Ламповый усилитель для компьютера на 6П14П, 6Ж1П.
- Лофтин-Уайт на 6Ф2П.
- Усилитель на 6Ф6С, 6Н9С (6Н8С).
- Ламповый УНЧ на 6П3С, 6Н8С.
- Ламповый усилитель на 6П3С, 6Н8С.
- Высококачественный усилитель на лампах Г-807, 6Э5П.
- Ламповый усилитель на 6Н9С, 6П31С в триодном включении
- Однотактный ламповый усилитель на 6С41С, 6Э5П
- SE усилитель на лампах
6П3С и 6Н8С. - Однотактный ламповый усилитель на 6С4С, 6Н9С.
- SE усилитель на 6С19П, EF860.
- Усилитель по схеме Лофтин-Уайт, на 6Ф5П.
- Простой однотактный усилитель на 6П42С
- Однотактный УНЧ на 4П1Л.
- Однотактный УНЧ на 6П3С, 6Н9С.
- Усилитель SE на 6Н30П, 6Э5П.
- Усилитель SE на 6П43П, 6Ж52П.
- Усилитель на лампах 6С33С, 6Ж52П.
Популярные лампы в усилителях: 6П14П, 6П3С
последняя rlamp — 51
Вернуться к справочникам по электронным компонентам
Справочник по радиолампам.
Корпуса
Как оказалось, изготовить приятный внешне и подходящий по всем параметрам корпус для лампового усилителя задача нетривиальная. Стенки корпуса должны быть толстыми, чтобы не прогибаться под многокилограммовыми трансформаторами, коих аж 5 штук. Отверстия под лампы, разъемы и переключатели должны быть рассчитаны и вырезаны с точностью до миллиметра. А еще нужны внутренние экраны, щели вентиляции и т.д. В результате пришлось создавать 3D-модель, чтобы все детали можно было согласовать окончательно.
3D- модель усилителя
После изготовления корпуса из стали, а передней панели из алюминия, все отверстия были вырезаны с помощью лазерной резки. Дальше корпус был отдан на покраску. С фонокорректором все оказалось несколько проще. Единственное что, пришлось подгонять его внешней вид и высоту под корпус усилителя, чтобы они смотрелись в едином стиле. Для пущей красоты, ручки, ножки и прочая мелочь были заказаны готовые, на алиэкспресс.
Оставалась еще одна, немаловажная, вещь — нанесение надписей на передние панели. Т.к. я изначально хотел корпуса именно в черном цвете, вариант с нанесением надписей лазерной гравировкой отпадал. Пришлось искать конторы, которые могли бы с этим справиться. Первым логичным вариантом была шелкография. Но из-за пары панелей никто браться не хотел, а при минимальном заказе в 20 штук, цена уже выходила не совсем адекватная. Следующим вариантом были фирмы по изготовлению всяческой рекламы с их продвинутыми принтерами. В большинстве мест, куда я обращался, мне отказали, либо сославшись на то, что поверхность панелей шершавая и краска поплывет, либо на то, что для печати панель должна быть плоской, а не с торчащими сзади шпильками. Но к счастью, была найдена организация, которая согласилась взять заказ и выполнила его на должном уровне.
Передние панели после нанесения надписей
Ламповый усилитель на КТ88 — схема
Первый каскад, после входа аудиосигнала — SRPP усилитель на лампе 5751, это миниатюрный двойной триод. Но и другие лампы могут быть использованы в драйвере, ближайший аналог — 12AX7, которая даст дополнительное усиление. Ещё 12AU7, ECC82 и ECC802S могут использоваться, но они не будут в состоянии обеспечить достаточное усиление, чтобы раскачать KT88 на полную мощность.
Выходной каскад является инвертирующим Push-Pull усилителем, который базируется на стандартном включении. Есть только один разделительный конденсатор по всему сигнальному пути, что очень хорошо. Элегантность и абсолютная простота этой схемы усилителя понравится всем аудиофилам, которые предпочитают как можно меньше компонентов в тракте сигнала.
Блок питания для лампового УМЗЧ — электрическая схема
Источник постоянного тока состоящий из регулятора напряжения на LM317HVT используется для стабилизации тока выходного каскада. Ток смещения можно регулировать путем изменения текущей настройки резистора (10-22 Ома), и это позволит использовать в процессе экспериментов множество различных радиоламп. Для удобства введён переключатель, он может быть использован, чтобы легко регулировать ток смещения. Сюда можно ставить лампы типа 6550, KT88, KT90.
Довольно хорошее качество компонентов используются в наборе усилителя. Переходной конденсатор российского производства — бумага в масле (PIO). Тип помечен как K40У-9 (0.33uF / 630V), который хорошо звучит и популярен среди любителей аудио. Но не стесняйтесь экспериментировать с различными другими конденсаторами. Резисторы — углеродные пленки. Выходной трансформатор — Edcor CXPP25-MS-8к, мощностью 25 Вт.
Питание поступает на УНЧ через разъем, расположенный на задней панели усилителя. На входе 220 В есть 3 ампер предохранитель и фильтр помех. Силовой трансформатор Edcor с выходными обмотками 180V-0-180 В в 250 мА и 12 В на 4 А. Питание 12V постоянного тока используется для накалов ламп. Схема на LM555 и реле, используется для задержки подачи питания анодов.
Стоит ли экономить?
Целесообразность покупки дешевого лампового усилителя кажется сомнительной. Но на самом деле, при отсутствии необходимости в громоздкой комнатной стереосистеме, разница между крошечным китайцев и дорогостоящим японцем не всегда ощутима.
Уж по-крайней мере, не на разницу в цене. Однотактные ламповые усилители имеют множество недостатков, в том числе низкую мощность и повышенную зависимость от внешних источников шума. Если их исключить — получится почти идеальный звук, мягкий и спокойный. Тот самый ламповый звук.
Простота схемы позволяет легко модифицировать LynePAudio A962. И это едва ли не самая классная возможность. В России все еще легко найти лампы серии 6ж, и даже самостоятельно подобрать пару. В зависимости от использованного типа ламп меняется окраска звучания. Такая вот оригинальная замена эквалайзеру.
Купить LynePAudio A962 можно всего за 3100 рублей. Дополнительный комплект ламп на рынке стоит 100 рублей. Если вы еще не знакомы с настольной ламповой техникой — отличный повод познакомиться.
Сочетание ретро и современных технологий
Я выбрал LynePAudio A962, как наиболее доступное и универсальное.
Итак, на борту имеем:
- выходной усилительный каскад на 2 лампах 6ж9 в китайском исполнении,
- встроенный цифровой ЦАП с декодированием аудиопотока 16-32 бит, 44.1/48 КГц,
- поддержка ASIO,
- 2 высокоомных выхода для наушников с импедансом от 16 до 600 Ом,
- линейный стереовыход на RCA для использования в качестве преампа,
- цифровой вход (USB),
- аналоговый вход 3,5 и RCA.
Внушает? Еще как, ведь конечная мощность усилителя — 1,1 Вт для нагрузки в 32 Ома. Для настольной игрушки этой цифры хватит даже мониторы раскачать, не говоря уже о любых портативных наушниках.
Плата аккуратно упакована в красивый корпус и может украсить любой интерьер. Особенно — рабочий стол. Очень круто! И реально экономит время — даже если потом придется дорабатывать.
Внешний вид LynePAudio A962 действительно стоит того, чтобы купить готовое изделие, а не заморачиваться самоделкой. Удобство и простота использования еще важнее. Включил — пользуйся.
Для работы с цифровыми источниками аудиосигнала не требуются драйвера или дополнительный софт (если не использовать смартфон). Встроенный ЦАП цифровой и переваривает большинство форматов, поступающих с компьютера или смартфона: съедает и MP3, и FLAC, и WAV. Впрочем, есть ограничение до 32 бит и 48 КГц. DSD не переваривает вовсе.
При наличии качественного ЦАП можно обойтись без встроенного. Для этого у LynePAudio A962 есть отдельный аналоговый вход (мини-джек на 3,5 миллиметра). Не самое правильное решение, но иногда пригодится. Он работает на удивление стабильно, но требует толстый провод. Желательно — с хорошим экранированием.
Мощь и фон: 2 стороны дешевой «лампы»
Все это только цветочки. Ягодки — выходы LynePAudio A962. Пара выходов на наушники, джек и мини-джек, связаны в одну цепь. Выбрать можно оба, но итоговая мощность разделится в соответствии с нагрузкой (импедансом наушников). И даже так этого хватит для любых настольных вариантов головных телефонов.
Ламповый каскад может работать на полной мощности без серьезных искажений. Так даже правильнее: на пиковой мощности лампы загораются до красного свечения, а звук приобретает ту самую, ярко выраженную окраску. Ее можно сравнить с легким, теплым фуззом. Да, звук не чистый — но ведь именно это нам и нужно?
LynePAudio A962 может раскачать любые, даже самые высокоомные наушники. Причем, с достаточной для любого слушателя громкостью. Главное — не выкрутить потенциометр громкости на максимум, чтобы не сжечь наушники и не выбить барабанные перепонки. Среднестатистические портативы с импедансом 16-32 Ома потребуют только половину мощности для максимума.
Второй выходной канал превращает LynePAudio A962 в ламповый предусилитель. В данном случае его единственная роль — придать окраску звучанию. И без дополнительного усилителя такой вариант окажется малопригоден.
В любом случае, звук этой коробки именно такой, как ждешь. Это хороший ламповый однотактный усилитель для наушников. Не больше. Но и не меньше. Чистый, теплый звук и масса приятных впечатлений.
Испортить его может только комплектный блок питания. Дело в том, что лампы серии 6ж могут питаться от постоянного источника тока. И китайцы не преминули этим воспользоваться. В комплекте с LynePAudio A962 поставляется обычный импульсный блок питания на 12 В, который становится причиной фона.
Фон не зависит от громкости, прогрева или способа включения усилителя. Требуется либо стабилизация питания, либо замена блока на более качественный. И все проблемы исчезают, оставляя идеальный, теплый звук.
Как сделать ламповый усилитель своими руками
Как сделать усилитель звука своими руками / Бесплатный ламповый звук / Sekretmastera
Watch this video on YouTube
Бесплатный радиоконструктор из деталей телевизора «Рассвет» увеличивает число конструкций до двух. Ранее было показано как собрать высоковольтный блок питания. Собрать усилитель с ламповым звуком, да и еще из готового блока задача обязательная. Работу проводим по схеме телевизора и схеме усилителя звука. Для сборки одно канала усилителя необходимо удалить своими руками с паяльником все лишние детали с платы блока звука (смотри фото и видео). Желательно заменить на плате все бумажные и электролитические конденсаторы, так как они с высокой вероятностью потеряли свои свойства. Новые детали устанавливаются в штатные отверстия или припаиваются к плате при помощи удлиняющих проводников. Следует стараться подобрать новые элементы согласно номиналов оригинальной схемы, особенно это касается конденсатора номиналом 3300пФ в аноде радиолампы 6П14П. Внимательно отнеситесь к цепи делителя питания транзистора КТ315. Напряжение питания 20-25 вольт формируется на делителе анодного напряженияв (паре резисторов 24кОм и 3,6кОм). Резистор 24кОм делителя должен быть мощностью от 2 Ватт и выше. После удаления лишних радиодеталей и замены подозрительных, платы уменьшаем в размерах отпиливанием лишних частей, если перерезали питающие дорожки — восстановите их проводниками. Второй канал можно собрать на отдельной плате, в телевизоре есть еще одна лампа 6П14П и все радиодетали кроме трансформатора звука. Но можно извлечь еще один блок звука из другого телевизора, что и было сделано при помощи телевизора «Рекорд».
Ламповый стерео УНЧ
Схема УНЧ
Плата звука телевизора
Детали УНЧ на плате
Замена деталей
Донор второго канала
Уменьшение платы
Две платы стерео УНЧ
До сборки корпуса лучше проверить блоки на работоспособность, собрав схему и подключив к блоку питания. Источником звука может стать MP3 плеер или смартфон. Собирайте схему внимательно и помните, что анодное напряжение равно 150 Вольтам! Соблюдайте безопасность!
Корпус лампового стерео усилителя собран также как и блок питания на базе старого CD ROMа. Платы усилителя звука размещены на пластине из изоляционного материала. В корпусе сделаны отверстия для ламп и закрепления трансформаторов звука. Лицевая панель использована от CD ROMа, оставлен также регулятор громкости и штекер для наушников, через который будет подаваться сигнал на усилитель.
Проверка работы
Корпус стерео УНЧ
Разпещение плат на пластине
Ламповый усилитель звука
Демонстрация работы усилителя показана на видео. При высокой громкости сигнала в усилителе заметны искажения из-за перегрузки, реальная отдаваемая мощность 2-3 Ватта с канала. Но звук на выходе имеет четкое ламповое звучание, чего в принципе и хотелось достичь. Кроме того этот усилитель будет применен и при создании одной из следующих поделок из старого лампового телевизора.
Изготовить трансформатор для лампового усилителя в домашних условиях
Сделать хороший выходной трансформатор в домашних условиях достаточно сложно, а приобрести или заказать выполненный по всем правилам — недешево. В последнее время появились предложения использовать для ламповых УЗЧ в качестве выходных стандартные унифицированные трансформаторы типа ТАН или ТН. И хотя в этом случае не стоит рассчитывать на получение максимально возможных параметров, такой вариант заслуживает внимания благодаря доступности и практичности.
В настоящее время еще сохранились ламповые усилители, используемые музыкантами и выпущенные более 30 лет назад. Эта аппаратура, как правило, “гоняется” до полного физического износа. Многолетний опыт ее эксплуатации свидетельствует о надежности ламповых усилителей. Многие экземпляры, произведенные, например, такими фирмами как BEAG, TESLA, MARC HAL и другие, хорошо сохранились. Их ремонт чаще всего ограничивался заменой ламп и электролитических конденсаторов.
В более сложных случаях приходилось заменять элементы, от которых могли зависеть параметры усилителей. Некоторые элементы, например, резисторы, при неисправности разрушались. При этом их номинал по надписи определить было невозможно. Его подбирали опытным путем, лишь бы ламповый усилитель заработал, так как не все владельцы и ремонтники имели схемы аппаратуры.
По этим причинам, а также в связи с повышенным интересом к ламповой схемотехнике читателей, возможно, заинтересуют схемы наиболее популярных в конце прошлого века эстрадных усилителей. Эти схемы могут служить классическими образцами высококачественных ламповых УЗЧ, которые совместно с хорошей акустикой как раз и обеспечивают то качество звучания, по которому многие аудиофилы и музыканты испытывают ностальгию.