Шестерёнка 7. Бытовые технологии
Стимпанк в быту подразумевает паровой двигатель или
пневмопривод, а заодно — массивность, излишества и отсутствие здравого смысла. Если взять любой предмет, выполненный в стим-манере, и представить, что пользуешься
им в повседневной жизни, хочется воскликнуть: слава богу,
что стимпанк — всего лишь выдумка ностальгирующих
фантазёров! Ведь известно: чем проще вещь, тем лучше она
работает. Что же тогда можно сказать о приборах с неуклюжими рычагами, циферблатами и торчащими снаружи
шестерёнками… Выглядит модно и экзотично,
но как же неудобно ими пользоваться!
Повертите третью ручку справа — |
Взять, к примеру, паровые часы. Неспроста эту
идею воплощали только дважды. В XIX веке британский инженер Джон Иншо создал выставочный
прототип, чтобы показать возможности применения
паровых машин. А уже в наши дни канадский часовщик Рэймонд Сондерс построил несколько громоздких хронометров, работающих на пару, — но лишь
рекламы и забавы ради. Конечно, есть ещё клепсидра — водяные часы, которые использовались много
веков. Но механическим или электронным они всё
равно не соперники ни в удобстве, ни в точности.
Поэтому для джентльмена из мира стимпанка
визитной карточкой стали обычные механические
часы — карманные, на цепочке. Чем больше из них
торчит рукояток, рычагов и шестерёнок, тем лучше!
В «паровой» гитаре нет ни одной |
Другой пример — электрический карандаш, одно из
изобретений великого Томаса Эдисона. Карандаш с электромотором, питавшимся от двух электробатарей, «писал»,
как швейная машинка, пробивая мелкие отверстия в бумаге, которую затем покрывали краской. Оригинально, спору
нет. Но даже матёрый поклонник стимпанка взвоет, если
придётся использовать это чудо техники постоянно!
Остальные бытовые стим-технологии немногим лучше. Они стильно смотрятся — на подставке в музее или
на стене в виде украшения. Жить же среди них постоянно — сродни подвигу.
Пожалуй, одно из немногих исключений — пневмопочта, то есть система посылки писем в лёгких капсулах по
трубам за счёт давления сжатого воздуха. Пневомопочта
пережила расцвет во второй половине XIX века, потому для
стимпанка это одна из знаковых черт. В Париже разветвленная сеть пневмопочты просуществовала до 1984 года.
Сейчас такую почту ещё кое-где используют, но уже не для
пересылки писем, а как средство доставки небольших
предметов — к примеру, бандеролей на почтамте.
Шестерёнка 8. Оружие
Если оставить в стороне дредноуты, цеппелины
и бронепоезда — паровые транспортные средства
военного предназначения, — стим-оружия как
такового наберётся немного. Во всяком случае,
оружия, реально существовавшего.
![]() |
Стим-огнестрел: |
Когда авторы стимпанка придумывают средства
уничтожения ближнего, за основу они обычно берут
ружья XIX века, револьверы Дикого Запада, духовые
ружья и их пневматические варианты, митральезы или
пулемёт Гатлинга. А то и бластеры героев киношной
космооперы 1950-х вроде Флэша Гордона. Далее — твори,
выдумывай, пробуй: чем экзотичнее на вид, тем лучше.
![]() |
Пулемёт Гатлинга против |
Так и появляются шипастые самодельные дубинки
и боевые молоты для ближнего боя, вычурные револьверы типа «три-в-одном» (ствол, штык, кастет). Или боевая
техника вроде парового автомата с оптическим прицелом, «Большой Берты» с пневмоприводом или огромных шагающих роботов на паровом ходу и с «лучами
смерти» наперевес. Большая часть из этого — стильные,
но нелепые фантазии без малейшего шанса на воплощение в жизнь.
Шестерёнка 6. Дифференциальные машины
«Стим-под»: большой |
Символом современности с полным правом можно
считать персональный компьютер. Для стимпанка же это — дифференциальная (разностная) машина
английского инженера Чарльза Бэббиджа, созданная в 1822 году. Она сочетала в себе арифметическое
устройство, регистр памяти и системы ввода/вывода
при помощи перфокарт — самая настоящая ЭВМ. Благодаря этому, а также своему оригинальному внешнему
виду — сплошные стержни и рычаги — машина Бэббиджа стала таким же символом стимпанковской реальности, как дирижабли и пароходы с паровозами.
Знаменитая разностная машина занимала |
Создатель машины воплотить своё детище в жизнь
так и не смог: первую разностную машину построили
лишь в наши дни как «исторический артефакт». Правда,
под конец XIX века швед Виллгольд Однер изобрёл
арифмометр с паровым двигателем (сейчас его называют «паровым ноутбуком»), но устройство осталось
невостребованным. А сохранившиеся до наших дней
аппараты Однера — обычные, механические.
Современные
фанаты стимпанка, как правило,
не заходят дальше дизайнерских
изысков, делая
из обычных
компьютеров
произведения
ретроискусства.
Такие «дизайнерские» машины
небольшими
партиями выпускают даже известные фирмы. Есть
и серьёзные разработки, но вряд ли когда-нибудь они
пойдут в серию. Скажем, построенный в университете
Осаки паровой дисплей с возможностью показа 3D —
аттракцион, выставочный экспонат, услада души и глаз
для стим-фаната. Но кто всерьёз будет такое покупать?
«Эбигейл» (2019)
- Жанр: фэнтези, приключения, семейный
- Рейтинг: КиноПоиск – 5.2, IMDb – 9
- Работа над фильмом велась более двух лет.
Главная героиня этого ретрофутуристического фильма – Эбигейл. Она живет в городе, закрытом от внешнего мира из-за разразившейся несколько лет назад эпидемии странной болезни. Одной из жертв загадочного заболевания тогда стал и отец девушки. Его увезли в неизвестном направлении, и с тех пор Эбигейл ничего о нем не слышала.
Пытаясь докопаться до истины и понять, куда делся папа, героиня выясняет, что никакой эпидемии не было. На самом деле власть в городе, в котором она живет, захватили темные колдуны. Они организовали Особый Департамент, главной обязанностью которого является выявление и уничтожение всех людей, обладающих магическими способностями.
Эбби понимает, что ее папа был волшебником, и этот дар передался ей по наследству. А еще девушка с ужасом осознает, что теперь за ней будут охотиться «черные» инспекторы. Она присоединяется к группе повстанцев и на дирижабле покидает пределы города. Вскоре ей предстоит узнать, что ее собственный отец был причастен к изготовлению механизмов, подавляющих волшебный дар.
Примечания и ссылки
Заметки
- опубликовано на французском языке
- Quote от вводных слов о Моби Дике
- См портрете Дориана Грея , по Оскару Уайльду
- См . Роберт Луис Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
- См. «Убийства на улице Морг » Эдгара Аллана По )
Рекомендации
- Термин киберпанк популяризировал Гарднер Р. Дозуа , редактор журнала «Научная фантастика Азимова» . 30 декабря 1984 года в Washington Post статья Дозуа, озаглавленная «Научная фантастика в восьмидесятые», квалифицировала как «киберпанк» стиль творчества писателя Уильяма Гибсона .
- Британский историк Кристофер Хибберт назвал Эдварда VII последним королем викторианской эпохи .
- см Энциклопедии Фантазии на Джона Clute и Джон Грант .
- Двумя наиболее представительными работами этого жанра являются « Газлайт Гримуар» , холмсовская антология, сочетающая фэнтези, научную фантастику и детективный сюжет в викторианском Лондоне, и еще одна антология « Тени над Бейкер-стрит », которая, в частности, заимствована из апокалиптической вселенной Лавкрафта .
- За исключением Войны океанов, более позднее предвкушение (1928) Хосе Мозелли
Определение
Паровой человек из прерий ( ) Эдварда С. Эллиса
Первоначально стимпанк был литературным жанром, в котором Жюль Верн , Альберт Робида или Герберт Уэллс обеспечивали характеристики и эстетику вселенной выражения в своих романах или созданных из них кинематографических адаптациях: « Двадцать тысяч лье под водой » Ричарда Флейшера ( ). , дьявольское изобретение (Vynález Zkázy) от Карела Земана ( ) , или машина времени от Джорджа Pal ( ). Другое влияние, Паровой Человек из Прерий ( ), роман американского писателя Эдварда С. Эллиса , является одним из флагманов «Эдисонад», прото-научной фантастики с участием изобретателей по образцу пионера науки Томаса. Эдисон .
Вселенная викторианской и эдвардианской эпох до Первой мировой войны остается одним из любимых сеттингов жанра.
В расширительном рассматривается жанр стимпанка историй , которые происходят либо в будущем, либо в этой альтернативной uchronic — которые появляются исторические фигуры , которые действительно существовали — когда их декор напоминает конструкцию промышленной среды XIX — го века , или что общество они описывают сходство с эпохой Эдварда , социально очень жесткое и разобщенное, как в «Пути космоса » Колина Гренленда (1993).
Поджанр научно-фантастических произведений в стиле стимпанк также является частью приключенческих и детективных романов — даже вестернов, таких как « Дикий Дикий Запад» . Чтобы отличить их от рассказа, в котором присутствуют элементы, относящиеся к фантастике , критики используют термин газовый фэнтези — жанр, в котором особенно проиллюстрированы Энн Райс и француз Фабрис Бурланд . Стимпанк часто пересекается с другими хранилищами жанрами SF , как путешествие во время , в альтернативной истории (сдвиг по времени и альтернативная история) и параллельные вселенные . Этот канонический аспект хроники заслужил у поклонников этого жанра ярлыки «хроники прошлого будущего» или « ретрофу- зы» в научной фантастике в стиле стимпанк .
Одним из основных отличий между стимпанком и научной фантастикой авторами ожидания XIX — го века , как Альберт Robida — описал , как прото-стимпанк пуристов — это наличие анахронизмов поздних предметов , такие как компьютеры или манипуляцию генетика , которые , очевидно , не существовали в то время . Стимпанк отличается также своим юмором, многие авторы — первый KW Джетер , который вывел жанр к купели — с учетом гендерных аспектов в качестве литературной игры делает в то время как Подмигивать отец научной фантастики , фантастического роман и роман необыкновенных приключений — использовать название сказочного собрания произведений Жюля Верна .
«Дикий, дикий Запад» / Wild Wild West (1999)
- Жанр: вестерн, комедия, фантастика, боевик
- Рейтинг: КиноПоиск – 6.5, IMDb – 4.9.
События этой картины разворачиваются в 70-е годы позапрошлого века. Суперагенты Джими Уэст и Артемус Гордон выполняют важную миссию. Им поручено обезвредить генерала Макграта, подозреваемого в похищении ведущих специалистов в области физики, химии, гидравлики и металлургии. К сожалению, операция с треском провалилась, а сами герои чудом избежали смерти во время взрыва повозки, нагруженной ящиками с нитроглицерином.
Президент Грант, недовольный провалом задания, снова отправляет героев на поиски ученых. На этот раз бравые агенты отправляются в Новый Орлеан. Там они знакомятся с изобретателем Арлиссом Лавлессом, который в результате неудачного опыта потерял нижнюю часть тела и вынужден передвигаться на коляске. Безумный гений обозлен на весь свет и мечтает об отмщении. С помощью огромного механического паука, работающего на паровом двигателе, он берет в плен президента Гранта. Теперь Джиму Весту и Артемусу Гордону предстоит спасти первое лицо государства от расправы сумасшедшего ученого.
«Безумный Макс: Дорога ярости» / Mad Max: Fury Road (2015)
- Жанр: приключения, боевик, фэнтези
- Рейтинг: КиноПоиск – 7.8, IMDb – 8.1.
Стимпанк – оригинальное и весьма сложное явление в кино. Некоторые специалисты выделяют из него дочерние жанры, такие как дизельпанк и клокпанк. Их основное отличие заключается в стилизации под различные эпохи.
Специфическими чертами фильмов в стиле стимпанка являются паровые механизмы конца 19 – начала 20 века. Неотъемлемые признаки дизельпанка – машины с двигателями внутреннего сгорания, возникшие в 20-50 годы прошлого столетия и работающие на топливе. И «Безумный Макс: Дорога ярости» – отличный образец именно дизельпанка.
События этой картины разворачиваются в постапокалиптическом будущем после уничтожения почти всей человеческой цивилизации. Макс Ротакански колесит на машине по бескрайней пустыне. На своем пути он сталкивается с группой людей во главе с Фуриосой, которые на грузовике пытаются пересечь безжизненную территорию и добраться до убежища «Зеленые Земли». Дело осложняется тем, что за ними гонятся головорезы из банды Несмертного Джо. Макс объединяется с беглецами, чтобы помочь им добраться до цели.
«Город Эмбер: Побег» / City of Ember (2008)
- Жанр: семейный, фантастика, фэнтези, приключения
- Рейтинг: КиноПоиск – 6.8, IMDb – 6.5
Эта картина, наверняка, придется по душе всем любителям фантастики, где речь идет о будущем после апокалипсиса. Давным-давно на Земле произошла глобальная катастрофа, уничтожившая абсолютно все на поверхности. Остатки человечества укрылись в подземном городе, рассчитывая провести здесь 200 лет. Но запланированный срок давно уже закончился, а жители до сих пор находятся в подземелье.
Никто не знает, как это сделать, потому что капсула, в которой содержатся необходимые инструкции, потеряна. И если в ближайшее время она не отыщется, людям грозит мучительная смерть от голода и холода. Ведь стратегические запасы подошли к концу, а ресурс энергетического генератора, поддерживающего жизнь в поселении, уже выработан. В городе зреет паника, а мэр только и делает, что раздает обещание. И тогда за дело берется юная Линн. Вместе с лучшим другом Дуном она пытается найти путь на поверхность к Солнцу.
«Лига выдающихся джентльменов» / The League of Extraordinary Gentlemen (2003)
- Жанр: фантастика, фэнтези, боевик, приключения
- Рейтинг: КиноПоиск – 6.9, IMDb – 5.8
- Это экранизация комиксов Алана Мура.
Мир снова в опасности. Международный преступник Фантом, он же профессор Мориарти, задумал развязать глобальную войну. Чтобы предотвратить катастрофу, британские власти нанимают на работу прославленного авантюриста Аллана Куотермейна, известного способностью решать самые сложные задачи. Но мужчине одному не справиться с таким заданием, поэтому он организует специальную группу с кодовым названием «Лига выдающихся джентльменов».
Ее участниками становятся герои, обладающие сверхспособностями. Среди них капитан Немо, Человек-невидимка, Дориан Грей, Том Сойер, доктор Джекил, периодически преображающийся в Хайда, и вампирша Мина Харкер. Разношерстная компания на подводной лодке «Наутилус» отправляется в Венецию, где Фантом планирует устроить террористический акт во время секретной встречи лидеров крупных государств.
Эстетика стимпанк
Эстетика стимпанк это мир , который не существовал , но на основе XIX — го века , когда использование пары становится настоящим и уходит из нефти и электричества.
Технические истоки стимпанка
Работа и произведение изобретателей и авторов футуристических романов конца XIX — го века , не могут быть описаны как стимпанк , но прото-стимпанк .
Современные авторы основывают свои работы на творениях этого периода, таких как Aérostation à steam Анри Жиффара ; Бургуа и др Брун Plongeur , первый двигатель подводная лодка (1863 г.); первый автономный водолазный костюм Бенуа Рукейрола и Огюста Денайруза (1864 г.); арсенал стимпанка : Thorsten Nordenfelt (in) , Char du Tsar , паровой танк (in) американской армии, невероятные проекты и экспериментальные наряды французской армии; паровая авиация ( Клеман Адер ); произведения Хосе Мозелли : Война океанов и Ла Фин д’Илья ; паровой мотоцикл Луи-Гийома Перро и его патенты; Альберт Робида ; Американские журналы: Popular Science , Popular Mechanics , Modern Mechanics and Science and Mechanics ; военные учительницы Эмиля Дриана, известного по прозвищу Капитан Данрит ; сжатый воздух трамвай по Луису Мекарски , в airpunk романе L’ERE его вентиляционный от Пьера Bameul .
Дизайн промышленности в 1900 году и вдохновение Belle Epoque
Костюм в стиле стимпанк.
В карикатурном сокращении можно сказать, что стимпанк — это вселенная, в которой паровые двигатели продвинулись дальше того, что мы знаем, и где человечество не почувствовало необходимости изобретать двигатели внутреннего сгорания . Эстетика этой хронической цивилизации сильно отличается от нашей, поскольку отсутствие нефти приводит к появлению пластмасс, а также к задержке развития электричества и информационных технологий или их полному отсутствию. Декор вдохновлен промышленной архитектуры конца XIX — го века. Угольная промышленность очень развита, и наряду с металлургией основным сырьем является жидкое железо . Точно так же эстетика часто ассоциируется с темными изделиями из дерева и латуни . Также часто используются сложные или просто декоративные шестеренки. Что касается транспорта, то самолет и личный автомобиль часто отстают в пользу дирижабля и поезда.
Нарядный шарм — это смесь викторианского века и различных аксессуаров. Он включает в себя элементы до и после двух мировых войн. Эстетика стиля стимпанк похожа на готическую моду , также вдохновленную викторианскими мотивами.
По мере того как электронная эра движется к миниатюризации, фундаментальным эстетическим элементом стимпанка является его гигантизм. Этот метод, намеренно заблокированный на стадии парового двигателя, дает непропорциональные, сложные и экстравагантные конструкции труб, приводимых в действие рычагами и клавишами, столь же многочисленными, сколь и сложными. Паровозы часто кажутся тяжелыми и сложными в обращении, требующими больших затрат энергии для низкой механической эффективности. Классическим героем в такой вселенной является гениальный механик.
Тем не менее, некоторые вселенные стимпанка, кажется, имеют технический прогресс по сравнению с современной эпохой. Так обстоит дело с «механическими прививками» в манге « Стальной алхимик» или в таких фильмах, как « Дикий Дикий Запад» . Там механика тоже лучше развита (механический паук из Дикого Дикого Запада ), как и паровые автоматы.
Шестерёнка 9. Государство и политика
Если грядущее когда-нибудь приобретёт стим-облик — в плане государственного устройства это будет, скорее
всего, конституционная монархия
с сильным влиянием олигархической
буржуазии. Впрочем, стимпанк-режим
может быть и тоталитарным — от вульгарной диктатуры до теократии.
Стимпанк — это тёмные переулки |
Представим себе бескрайнюю империю «от моря до моря», со столичным
мегаполисом, куда отовсюду стекаются
несметные богатства. Или, как вариант,
город-государство, гибрид мрачного
туманного Лондона и утончённо-распутной Венеции. Представьте себе
этот Метрополис или Нью-Кробюзон.
По улицам снуют потоки паровиков,
заполонившие окраины фабрики немилосердно дымят, а значит, город плотно
взят в осаду гигантским облаком смога.
Неспроста, кроме «стима», в названии жанра есть и «панк». Эти миры,
несмотря на внешнюю романтику, далеки от утопии. Дворяне и финансовые
воротилы развлекаются от души, тратят
несметные деньжищи на технические
новинки и увеселения. А чернь тем
временем вкалывает на заводах до изнеможения, получая в награду огрызки
«хлеба и зрелищ». Как результат — социальная напряжённость, выражаемая
до поры в мрачных взглядах работного
люда, бросаемых исподлобья в сторону высокородных трутней. Стимреальность беременна революцией —
«мир хижинам, война дворцам»!
Внешней политике стим-мира тоже
далеко до гармонии. У каждой Империи
немало врагов, которые точат зубы
на богатого соседа. Недаром миры стимпанка всегда так близки ко временам
Первой мировой войны. Скоро, скоро
грянет буря! И земля содрогнётся от лязга гусениц паровых танков-переростков,
от топота шагоходов и боевых роботов.
Ведь стимпанк-мир балансирует на сломе эпох, а значит, паровая идиллия неизбежно окрасится кровью….
«Хранитель времени» / Hugo (2011)
- Жанр: приключения, детектив, семейный, драма
- Рейтинг: КиноПоиск – 6.9, IMDb – 7.5
- Фильм отмечен премиями «Оскар», «Золотой глобус», «Сатурн».
Эта картина снята в русле клокпанка, характерной чертой которого является стилизация под эпоху Возрождения. В мире, в котором живут главные герои, все механизмы работают на энергии пружин и маховиков. Хьюго Кабре – 12-тилетний мальчик-сирота. От отца ему по наследству досталась удивительная механическая кукла автоматон, некогда умевшая писать. Теперь она неподвижна, потому что ее заводной ключ утерян.
Но однажды мальчик случайно знакомится с юной Изабель, у которой есть необходимый ему ключ. Сначала девочка не желает делиться своим имуществом, но потом сдается. С помощью ключа Хьюго оживляет автоматона, и с этого момента его жизнь приобретает новые краски. Впереди его ждут невероятные приключения, незабываемые встречи и даже путешествие во времени.
Шестерёнка 2. Одежда
Леди и джентльмен в стиле стимпанк. |
Одежду и обувь в стиле стимпанк можно разделить на три категории.
Во-первых, это стилизация под викторианскую
моду с уклоном в готику. Корсеты со шнуровкой,
кринолины с рюшечками и кружевами, капоры
и высокие фигурные шляпы, чулки с подвязками,
изящные кожаные ботинки на каблуках — для
леди. Цилиндры и котелки, длиннополые
пиджаки и фраки, жилетки и нашейные
платки-галстуки, бриджи и брюки в полоску, массивные ботинки с круглыми носами
и кожаные сапоги с крагами — для джентльменов. Костюмы дополняются причудливыми украшениями,
напоминающими детали
машин, выпуклыми очками-
наглазниками, шофёрскими
кожаными перчатками, массивными часами на цепочке.
Головные уборы стимпанка — и для |
Во-вторых, одежда с упором на моду Дикого Запада
и Америки 1920-х годов. Фетровые широкополые стетсоны,
ковбойские сапоги, широкие
кожаные пояса с подвязками для
кобуры, высокие женские ботинки
со шнуровкой — с одной стороны.
А с другой — одежда эпохи «шимми»: маленькие женские шляпки
с перьями и стеклярусом, обтягивающие миди-юбки,
полуботинки-чулки на кнопках, разноцветные кашне, кожаные лётные шлемы всё с теми же выпуклыми очками.
Стим-мода: от неовикторианства до ретрофутуризма. |
И, наконец, ретрофутуристический стиль, напоминающий одежду из фильмов «Аэлита» и «Пятый элемент», —
садомазохистский унисекс с заклёпками, шестерёнками
и часовыми колёсиками в самых неожиданных местах.
Нефункционально, зато смотрится как вывих фантазии
Безумного Шляпника!
Шестерёнка 5. Паро-лёты
Сам термин «паровой самолёт» попахивает бредом.
Ведь, чтобы оторвать от земли летательный аппарат
«тяжелее воздуха», понадобится просто исполинский
паровой двигатель. Тем не менее такие проекты существовали, а некоторым моделям даже удалось взлететь.
![]() |
Воздушная повозка Хэнсона |
В 1842 году британцы Уильям Хэнсон и Джон
Стрингфеллоу запатентовали паролёт The Aerial Steam
Carriage (воздушная паровая повозка), прототип которого поднялся в воздух спустя шесть лет. Некоторые идеи
соавторов используются энтузиастами стим-авиации
до сих пор. Почти все действующие проекты паролётов
остановились на уровне беспилотных моделей,
парочку всё же построили, но они никогда не летали. Исключений два. Во-первых, это паролёт
баварца Густава Вайскопфа, также известного под англизированной фамилией
Уайтхид, чей управляемый паровой
моноплан якобы совершил
полноценный полёт в 1899 году.
Однако этот случай нигде документально не зафиксирован
и серьёзные исследователи авиации убеждены,
что это просто мистификация. Кстати, бродящие по Сети
статейки о советском военном паролёте Ил-18П — тоже
розыгрыш, который некоторые ура-патриоты воспринимают всерьёз. Единственного реального успеха добились американцы братья Джордж и Уильям Беслер, чей
паровой биплан Airspeed 2000 поднялся в небеса над Калифорнией, был приобретён почтовым ведомством США
и совершил несколько рекламных полётов в 1936 году.
Но до серийного выпуска так и не дошло.
![]() |
Как пилоты парового вертолёта умудряются видеть в этом дыму? |
«Кажущаяся опасность будет значительно менее опасным делом, чем
езда на железных дорогах и на лошадях… движение его в воздухе почти не
может подвергаться каким-нибудь случайностям, зависящим от рельс,
ремонта их, сторожей, а в экипажах — от бешеных лошадей и ломки экипажей;
относительно же порчи машины, то за неимением в реактивном двигателе ни
сложного, вращающегося механизма, ни смазки, нечему и портиться».
Инженер Фёдор Гешвенд (Россия)
о своём проекте реактивного паролёта (1887).
Наивно и трогательно….
![]() |
Паролёт «мэйд ин Чайна»: |
Поэтому творцы стимпанка редко упоминают самолёты. А если и пишут о них, то запускают в небеса своих
миров либо плоды дизайнерской фантазии, двигающиеся непонятно каким чудом, либо агрегаты, где используются вымышленное топливо или энергия. К последним
относятся, например, ваншипы из аниме «Изгнанник».
Потому немудрено, что для стим-мира главным небесным средством передвижения оказались аппараты
легче воздуха — дирижабли, монгольфьеры, разнообразные аэростаты и воздушные шары. Эти воздухоплавательные средства используются до сих пор и в нашей реальности, хотя пик их популярности миновал лет 80 назад.
Любопытно, что паровые звездолёты, при всей
их фантастичности, имеют шанс появиться не только
в фантазии писателей и художников, но и в нашей с вами
реальности. К примеру, в NASA существует проект по созданию космического аппарата дальнего радиуса действия
со вспомогательным паровым двигателем Стирлинга.
По мере того как запущенный с Земли зонд удаляется от Солнца, имеющиеся в нём солнечные батареи,
естественно, работают всё хуже и хуже. Тут и приходит
на выручку паровой двигатель, работающий на основе
ядерного распада.
Если так дальше
пойдёт, в первый
контакт с пришельцами будут вступать
измазанные
кочегары.
Статьи по Теме
О других проектах Викимедиа:
Дизельпанк
Жанры научной фантастики |
---|
Биопанк · Киберпанк · Антиутопия · Тяжелая научная фантастика · Новые странности · Планетная опера · Посткиберпанк · Постапокалипсис · Фантастический реализм · Научная фантастика · Юмористическая фантастика · Слипстрим · Космическая опера · Стимпанк · Ухрони |
Научная фантастика |
||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Широкие очертания |
|
|||||||||||||||||
Поджанры |
|
|||||||||||||||||
Культура |
|
|||||||||||||||||
СМИ |
|
|||||||||||||||||
Концепции |
|
|||||||||||||||||
похожие темы |
|
|||||||||||||||||
|
- Портал научной фантастики
- Портал искусств
Шестерёнка 4. Паро-ходы
Много говорить о развитии пароходов смысла нет — достаточно открыть любую энциклопедию, чтобы узнать всё-всё-всё о судах на паровой
тяге, от «Клермонта» Роберта Фултона до «Титаника». Но есть одно реальное судно, о котором стоит
рассказать подробнее.
![]() |
В добрый путь и счастливого |
Это паровая субмарина класса «K», которую
британское Адмиралтейство разработало в годы
Первой мировой войны. Всего со стапелей сошло
17 лодок с паровыми турбинами и двумя трубами,
как у паровоза, которые
убирались во время погружения. Причиной появления
этого монстра была попытка
создать скоростную подлодку,
способную развивать ход до
24 узлов, — как у надводных
кораблей. В итоге класс «К» оказался излишне аварийным — половина субмарин накрылась ещё
в процессе испытаний, и проект
сочли напрасной тратой денег
и ресурсов. Тем более что и война
закончилась.
![]() |
Паровой дредноут стимпанка украшен как рождественская ёлка. |
Что до демиургов стимпанковых миров, то они
питают нездоровое пристрастие к гигантизму — пароходы стимпанка, как гражданские, так и военные,
поистине левиафановских размеров. Ну и, конечно,
причудливо украшены — без стильных металлических завитушек и множества нелепых надстроек
корабль не поплывёт!